Центр Христианских Ресурсов ПРОСТОР.net

CЦЕНКИ --- ИГРЫ --- ЗАГАДКИ

web-kontora.info


Главная Статьи Призыв к богобоязненным и праведным верующим (Пс. 102:17-18)
Призыв к богобоязненным и праведным верующим (Пс. 102:17-18)
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
19.01.2018 17:10

милость и праведностьПрочитаем Пс. 102:17-18 : «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.» Этот текст Священного Писания напоминает нам о милосердии Господа и Его праведности. Это – две неотъемлемые Его части, как Духовного Законодателя. Поэтому в этой проповеди мы проведем параллели между милосердием и праведностью Господа, и покажем их практические взаимосвязи в жизни современных христиан.

Мы уже не раз слышали проповеди о милосердии нашего Господа, высшим проявлением которого является искупительная жертва Иисуса Христа за всех без исключения грешников. Мы верим, что Господь действительно многомилостив, как Небесный Отец по отношению к Своим детям. Прочитаем об этом в Пс. 102:17 : «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его». В данном тексте ключевое слово: «милость». Это слово имеет два основных значения. С одной стороны, милость указывает на покровительство кого-то над кем-то. Поэтому не удивительно, что место поселения Израиля после исхода из Египта называлось «Ханаан», т.е. «место покрова». Второе обозначение слова «милости» – это «давание» или «желание давать». Когда я милосерден, мне хочется всех одаривать тем, что у меня есть; служить кому-то или просто делать добро, не ожидая взамен поощрения или благодарности. Как раз в этом и проявляется основной смысл Божьей милости или милосердия. Бог постоянно одаривает нас всем потребным для жизни и благочестия. Поэтому неудивительно, что милость Его обновляется каждое утро! Господь милостив к нам! И Его милость, в временном плане, – вечная. Сказано так: «Милость же Господня от века и до века…» Возможно, это выражение касается времен ветхозаветного Израиля и новозаветной Церкви. Или это указывает на жизнь людей в этом мире и Вечности. Но, как бы там не было, Святой Дух озвучил качественное распространение милосердия Господа во времени. Оно имеет вечную категорию, которая никогда не завершится. Но, как это не похоже на человеческое милосердие! У нас не хватает духовно-моральной силы (я говорю, прежде всего, о себе), чтобы дарить милость другим людям с утра до вечера. Иногда хочется кому-то что-то доказать, убедить его и довести ему до сведения, используя не вполне корректные методы убеждения, которые далеки от истинного милосердия…

Среди двух равных по значению слов, мне больше по душе слово «милосердие», чем слово «милость». Милосердие, как бы сердечнее. Ведь, милость можно представить, как проявление долга, помощи без участия сердечных сопереживаний. Просто, видя чью-то нужду, достать из своего кармана деньги, дать их нуждающемуся, а потом забыть о нем, как, вроде, он никогда не существовал на земле! Но милосердие, в отличии от набожной или моральной милости, не возможно без участия сострадательности, т.к. она рождается в сокровенных глубинах нашей души. Если сердце человеческое наполнено духом милосердия, тогда такой человек сможет творить дела милости или милосердия без напоминания из вне! И если наш Бог Творец наполнен истинным милосердием к Своему творению, то Он не может не быть милосердным по отношению к нему! Он, наоборот, хочет быть милосердным всегда и для всех!

Возможно, нам до конца не понятна Божья исключительность в милосердии, и нам трудно поверить, что милосердный Бог смог утопить почти весь мир в Потопе. Или как согласиться с тем, что любящий и милосердный Господь отправляет кого-то в ад и вечные муки? При подобных размышлениях мы забываем о милосердном Боге, и на первый план традиционно выходит Его святость. И, возможно, в какой-то мере это соответствует действительности. Однако только отчасти. Если мы вспомнили о всемирном Потопе, тогда, давайте прочитаем, с каким настроением Господь готовил этот Потоп. Прочитаем Быт. 6:6 : «… и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.» Возлюбленные братья и сестры, вы обратили внимание на двойственность настроения Бога? С одной стороны, Он «раскаялся», что сотворил людей. Это указывает на Его праведность, которая требует духовно правильных поступков. Но с другой стороны, Бог «восскорбел», так как Его сердце преисполнилось милосердием к грешникам. Поэтому удовлетворяя категоричной праведности и вечному милосердию, наш Господь предложил погибающему человечеству Евангелие спасения, которым воспользовалось в мире только восемь человек. В Пс. 102:17 написано, что «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его». Поэтому спасенные от Потопа были «боящимися Господа»!

Как вы думаете, кто, по-настоящему, пользуется Божьим милосердием? Только те, кто имеет в своем сердце страх Божий! А кто злоупотребляет Божьим милосердием?... Я надеюсь, что и на этот вопрос мы можем дать исчерпывающий ответ. Поэтому, когда мы читаем и слышим о фактах, которые, якобы, компрометируют Господне милосердие, нам не нужно «оправдывать» Бога, а следует задаваться вопросом, к какому лагерю людей я принадлежу: к богобоязненным или утратившим Божий страх?

Милосердие Господа в лучшей степени раскрывают те, кто имеет страх Господний. Поэтому размышляя о Божьем милосердии, нужно не забыть важности Божьего страха. Известно, что благость Божья ведет к покаянию. А когда оно совершается в нас, на глубинном уровне, когда мы познаем Господа, - вот, тогда рождается в нашем сердце и сознании страх Господний. Давайте прочитаем по этому поводу из некоторых псалмов.

Начнем с чтения Пс. 31:8: «'Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою'.» Это - ссылка на известную религиозную цитату, которая во времена царя Давида превратилась в народную пословицу. Она использована Святым Духом для наставления богобоязненных читателей Псалтиря. Сказано: «вразумлю… наставлю… буду руководить». Это – три качества, которые связаны со страхом Божьим.

Почему нам не следует игнорировать или злоупотреблять Божьим милосердием? Согласно, Пс. 31:8, милосердие Господа необходимо для того, чтобы учиться, т.е. менять отношения. Нам нужно не просто пользоваться благами, когда каждое утро обновляется, т.е. обнуляется, Божье милосердие. Но, пробуждаясь от сна, мы должны ожидать, что сегодня Господь будет нас вразумлять, т.е. менять наш разум; будет ставить нас на место, т.е. наставлять; и Он будет нас поправлять, т.е. руководить нами. И наша задача – не противится Ему. Страх Господень заключается в том, что мы позволяем Ему действовать, согласно Его, Божьего промысла.

Прочитаем еще раз из Пс. 32:18 : «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Если мы имеем страх Божий, то мы будем «уповать», т.е. надеяться на Божью милость. Уповать, - значит не злоупотреблять своей верой и не требовать для лишнего от Господа.

А теперь, давайте сопоставим два прочитанных отрывка из двух псалмов, чтобы выявить общие слова и смыслы, связанные с милосердием и страхом Господним. Читаем Пс. 31:8: «'Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою'.» И еще Пс. 32: : «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Итак, какие общие слова и духовный образ представляет для читателей Святой Дух в прочитанных отрывках? Это – слова «око Мое» и «око Господне». Речь идет об «одном глазе» Господа, о Его «правом, милосердном глазе».

Что произойдет с нашим зрением, если мы закроем один глаз? Мы не сможем одновременно видеть то, что видели до этого двумя глазами. Мы что-то недосмотрим. Подобным образом, Бог, сознательно, проявляя свое милосердие к нам, «закрывает левый глаз, чтобы не видеть» некоторые из наших неблаговидных поступков или дел, за которые следовало бы сразу нас наказать. Вот, почему мы, иногда, не чувствуем тяжесть вины в совершении ряда грехов. Бог «закрывает Свой глаз суда», зная наперед, что мы не готовы давать отчет за совершившие проступки плоти. Нас еще нужно подготовить к предстоящему экзамену жизни.

Благодаря Божьей милости, мы отвечаем только за то, за что способны и готовы уже ответить. Поэтому, по мере духовного взросления, возрастает наша ответственность перед Господом и усиливается богобоязненность. Его милосердие во Христе – долготерпеливо и многоразлично. Поистине: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его»!

Если мы готовы не тратить по напрасну дни на суетливое, бесцельное проживание и пожигание своей безценной жизни, а, наоборот, намерены из каждого дня максимально «выжимать» Божью науку и готовиться к последнему отчету после перехода в Вечность, значит мы можем отнести себя к разряду богобоязненных верующих. Значит, мы готовимся встретиться не с «одноглазым», а всевидящим Господом! Как раз об этом говорится в Пс. 102:18 : «… и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.»

Пс. 102:18 начинается с союза «и», который связывает этот стих с предыдущим, в котором шла речь о Господней милости. Поэтому для разговора о Божьей праведности, в первой части этой проповеди мы много внимания уделили Божьему милосердию.

«… и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.» Итак, праведность Божья связана с ученичеством «сынов сынов», передавая эстафету богобоязненности от поколения к поколению. Если я чему-то научился, если Господь меня чем-то вразумил, то тогда я обязан эту науку передать своим детям или ученикам. В этом как раз проявляется практическая праведность Отца небесного, по отношению к Своим духовным детям. Но одновременно с практическим ученичеством, которое распространяется на отработку, по крайней мере, трех действий богобоязненного верующего: хранения завета, памяти заповедей праведности и исполнения их в личной жизни.

По милости Божьей, мы наделены Божьей памятью. Это – особая память. Она напоминает богобоязненному христианину, что у Бога Отца есть не только один глаз милосердия для Своих детей, но и второй, связанный с праведностью и духовным воспитанием. Поэтому несправедливо общаться с одноглазым Господом, живя в океане Его милосердия. Нужно стремиться выйти на уровень всеведения Всемогущего, которое побуждает нас ответственности за себя и других. Если же кто-то захочет подольше оставаться в положении духовного «детства» и не будет в Духе стремиться к совершенству во Христе, то однажды, когда того не ожидает, он может столкнуться с «двухглазым» Господином, Который начнет праведно будить и воспитывать ленивого слугу. А это, как правило, очень болезненная школа! И это воспитание коренным образом отличается от духовной проверки духовно зрелых, праведных верующих.

Бог Отец всевидящ – таков смысл Пс. 102:18. Если Он «прикрывает один глаз», то в любое время Он может его «открыть»! Прочитаем об этом в Пс. 10:4-5 : «Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.» Когда Господь Бог проявляет Свою праведность в дни особых посещений, «глаза Его полностью открыты». Это – памятный образ-сигнал для богобоязненных верующих. Когда «очи Его зрят», тогда наступает время для проверки качества нашей жизни. Сказано: «Господь испытывает праведного», чтобы отделить его от нечестивых.

Когда «открывается левый глаз» Господа, Он начинает искать праведных людей. Ему нужны не только богобоязненные верующие, но и праведные христиане. К сожалению, в современном христианстве понятия «богобоязненный» и «праведный» стали взаимозаменяемыми синонимами. Однако Библия четко разделяет их, показывая, что началом мудрости, которая сходит свыше, и которая связана с милосердием Господа, является страх Божий. А праведность – это уже плод той же мудрости, которую мы часто называем «плодом Духа». Итак, Пс. 102:17 напоминает нам о милосердии Бога к боящемся Его, а Пс. 102:18 призывает к праведности в присутствии праведного Бога. Богобоязненность ведет в школу ученичества, где мы учимся подражать Иисусу Христу в праведности Божией. И только после этого нас приглашают на очередной экзамен нашей жизни. Нам дается возможность учиться… учиться… учиться, т.к. явилась не только благодать спасительная, но, как сказано в Тит. 2:12-14 , «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.» И если мы, по какой-то причине, не готовы к промежуточному отчету в своем уповании, нам предоставляется очередная возможность что-то «подучить» и двигаться к вышнему званию во Христе Иисусе. И даже, когда мы с треском проваливаем очередную Божью проверку, например, во взаимоотношении с нашими ближними, и еще не готовы перейти в разряд праведников, нам милостиво предоставляются Святым Духом новые уроки из Библии и жизни, чтобы, наконец, мы достигли духовной зрелости праведника. И так происходит из дня - в день, из года - в год! Милосердие Божье прикрывает «глаз Божьей праведности и суда», и дает нам все начинать сначала каждое утро! Так было с Адамом, Ноем, Авраамом, Давидом в период Ветхого Завета, такой путь прошли апостолы Иисуса Христа, и таким является наше духовное поприще святости!

Наше богобоязненное ученичество со многими большими и малыми падениями, похоже на малыша, который сначала учится сидеть, а потом ходить без посторонней помощи. Он делает первые неуверенные шаги, а потом неловко падает и плачет от бессилия. Потом успокаивается, опять собирается с силами, старается подняться и… вновь подает. Такие неудачные попытки повторяются, пока ребенок не научится держать равновесие. После этого он не только уверенно ходит, но бегает и, даже, прыгает, не боясь ушибиться. Как говорится, на все свое время! Но горе тем родителям, которые имеют ослабленного ногами малыша, который не может самостоятельно твердо стоять на ногах! Его необходимо лечить, чтобы он не превратился в сидячего инвалида.

Итак, наше богобоязненное ученичество имеет практическую цель – ходить пред лицем Господа, - по примеру Еноха. Прочитаем об этом в Быт. 5:22 : «И ходил Енох пред Богом…» И еще обратимся к Евр. 11:5 : «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.» Такое праведное хождение пред лицем всевидящего Господа, было вначале не под силу ни Ною, ни Авраму. А последнему было сказано: «… Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен…» Другими словами, Господь призвал верующего, оправданного Аврама стать праведником-Авраамом. Он приглашал его из школы милости перейти в гимназию праведности. Подобный призыв сегодня звучит для каждого присутствующего в этом зале. Возможно, хватит довольствоваться Божьим милосердием. Похоже, что мы уже засиделись в первых классах святости, и пора делать кардинальные изменения в своей жизни! Но при этом, мы не лишаемся милосердия Господа. Если Он «открывает левый глаз» праведности, это не значит, что Он автоматически «закрывает Свой правый глаз» милости. Наш Господь может быть или с «глазом» милосердия, или с «двумя глазами»: милосердия и праведности. Он не остается навечно, как заблуждаясь, считают мистики, «всевидящим оком, закрывающим попеременно один или другой глаз»! Христиане верят во Всевидящего милосердного и праведного Бога, Который в полной мере открыл Себя в Иисусе Христе.

Чтобы поддерживать внутреннюю богобоязненность, следует особое внимание обращать на обновление своего завета с Господом Иисусом Христом. Когда мы заключили договор со Христом через святое водное крещение по вере, - это было только началом нашего пути освящения и встречи с милосердным и праведным Богом. Но дальше, участь ходить в присутствии милосердного Отца Небесного и живя в Его «ограниченном» проявлении святости, нужно не забывать о данном нами однажды обещании Иисусу Христу - приобрести добрую совесть. Как сказано, быть «хранящими завет Его и помнящими заповеди Его, чтобы исполнять их».

Итак, Господь по-настоящему испытывает только праведных верующих, переплавляет в горниле огненных очищений, отделяя от них примеси всего мирского и душевного. Таким был путь праведного Иова, священника Захария… и таким должен быть путь праведности каждого из нас! Но почему, тогда, многие из нас до сих пор не лишены душевного комфорта и мирских развлечений? Почему мы начинаем забывать о страданиях, сталкиваясь с их тенью, когда кто-то другой страдает? Не связано ли это с тем, что христиане разучились хранить обещание, данное во время крещения? А, поэтому, возможно, забыли о «заповедях праведности», которые, по недоразумению, переименовали в «заповеди морали»?

Прочитаем Пс. 16:2-5 : «От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.» Мы прочитали богодухновенные слова праведного Давида. Ему было открыто, что Бог не только является милующим Господом, но и праведным Судьей, Который собирает вокруг себя праведных грешников. Наше спасение заключается не в том, что мы перестанем грешить. Тогда мы постепенно превратимся в религиозных моралистов, и не на йоту не продвинемся к праведности во Христе. Находясь в человеческой плоти, мы не избавлены от закона греха и смерти, и поэтому всегда будем грешить: то ли делом, то ли словом, то ли мыслью. Поэтому праведник, стараясь не грешить, ищет, прежде всего, освобождения от власти греха, порождающего грехи - дела плоти. Это освобождение начинается с момента, когда, вверяя себя Иисусу Христу, мы в Духе учимся гармонии сердца и уст. Праведник Давид мог засвидетельствовать: «Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.»

Возлюбленные братья и сестры, уста праведника – это его открытое, до наивности, сердце. Он говорит так, как мыслит. Прочитаем об этом призыв ко всем праведным верующим в Пс. 32:1-5 : «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, ибо слово Господне право и все дела Его верны. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.» Настоящий праведник во Христе мыслит, говорит и действует по-новому, в Духе Святом, а не по-старому, т.е. по плоти. В его сердце рождается славословие и новая песнь нового творения во Христе Иисусе. Поэтому даже со стороны, не вооруженным глазом, видно, когда небогобоязненный христианин старается выдавить из себя «новую» песнь праведника, и у него ничего из этого не выходит. Нужно петь те песни, которые созвучны нашей душе, а не превращаться в точное подобие мирских певцов, которые мало отдают отчета в том, о чем они поют! Итак, в праведном сердце рождается праведная песня! И настоящая радость в Боге может исходить только из обновленного верой во Христа, праведного сердца!

Сегодня мы рассмотрели краткие наброски учения о милости Бога Отца в контексте страха Господнего и учения праведности Божией для тех, кто желает быть праведником по вере во Христа. Мы образно старались нарисовать картину «одноглазого», временно снисходящего Господа-Учителя, Который долготерпеливо прививает, при помощи Святого Духа и Писания, верующим богобоязненность. Но так же сделали предупреждение, что не вечно быть Божьему милосердию пренебрегаемым. Однажды Господь «открывает Свой второй глаз», и Его праведность «ищет» праведных и славословящих из нового сердца христиан. Поэтому, подводя итог этой проповеди, нам следует решить, на каком уровне духовности мы желаем оставаться: жить ли на подарки Божьей милости или стать под покров Божьей праведности. Ибо Господь «… любит правду и суд; милости Господней полна земля.» Аминь.

Игорь Гриненко

 
Поделиться с другими в Соц. сетях!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить